TYR
Time to Swim

НОВОСТИ:

>> Какое обтекаемое положение лучше всего?

>> Носить или не носить зажим для носа во время плавания на спине

>> Положение головы в кроле: вверху или внизу?

>> Как увеличить продвижение в воде за счет сопряженных движений

>> Скорость плавания на ногах определяет базовую скорость

>> Как увеличить скорость в кроле. Часть IV. Пять хороших советов для тренировок

>> Важность удара, направленного вверх

>> Почему имеет смысл делать запоздалый вдох в баттерфляе

>> Как увеличить скорость в кроле Часть III: две важные особенности хорошего пловца

>> Как увеличить скорость в кроле Часть II: важность удара, направленного вверх

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Тренер по плаванию Total Immersion,
менеджер направления "Аква фитнеса" СК "Планета Фитнес" РТ

Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида www.a-ermin.ru

Отношения «спортсмен-тренер». Важные правила сохранения тандема

Дата: 30 января 2015 г.

Автор: Андрей Ермин

Титулы спортсменов. Рекорды. Достижения. Всего бы этого не было, если бы не было связки «спортсмен — тренер». Конечно, в последнее время на новостных сайтах и на телевидении проскальзывает информация о том, что титулованные пловцы тренировались и тренируются без тренера, без коуча, самостоятельно и показывают отличные результаты и даже принимают участие в Олимпиаде и выигрывают первые места. Такие случаи были всегда и будут впредь. Конечно же, есть уникальные спортсмены, которые предпочитают тренироваться самостоятельно, ставить себе цели, строить пути достижения этих целей и самостоятельно проходить этот путь. Возможно, они могут отойти назад и масштабно воспринять всю свою работу, проанализировать, внести стратегические и тактические поправки. Затем снова вернуться к рутине. Обычно эту сложную работу берет на себя тренер пловца. Всегда пловцу помогает кто-то. Даже Джейсон Лезак, который готовился самостоятельно к Олимпиаде, ставил на бортик своих родителей. Его родственник следили за временем на секундомере.

Уж так устроен человек, почти всегда присутствует психологический момент надсмотрщика / помощника. Всегда есть наставник, советчик, коуч. Человек, которому спортсмен доверяет, человек, который может дать совет.

Но раз тренер берет на себя, фактически, функции поводыря/помощника/управителя, а спортсмен выполняет свою часть работы, то тогда и результаты должны быть показательными и прогнозируемыми? Это так. Что же важно в тандеме «спортсмен-тренер», чтобы этот тандем был максимально эффективным и результативным?

Первый фактор, обеспечивающий результативность и эффективность тандема, — это мотивация. Результат получается там, где и тренер, и спортсмен сильно мотивированы к победе. Задача тренера в этот момент — создать сценарий и расписать спортсмену шаги для достижения цели. А спортсмен должен четко выполнить эти задачи. Часто бывает так, что спортсмены выполняют в точности указания тренера, а результаты показывают те, кто сачкует и пропускает тренировки и мало придерживается плана. Но это уже совсем другая тема.

Второй фактор успешного тандема — квалификация тренера и физические и психологические способности спортсмена. Эти вещи считаются необходимыми и их стоит выделить отдельно. Ведь именно из-за отсутствия второго фактора может всё пойти под откос.

Доказательств этому — масса. В случае со взрослыми спортсменами часто можно наблюдать ситуацию, когда результат у спортсмена стоит. А тренер не знает, что делать дальше, как тренировать, какие технические задачи решать. Не знает и не умеет убирать ошибки. Или видит ошибку, но не может ее убрать. Тренер может часто использовать непонятные для спортсменов «фишки», которые где-то увидел, услышал. Есть такое правило для тренера: если используешь «фишку» объясни, как она работает и что от нее получит спортсмен. Если вовремя все это не исправить, то появится трещина во взаимоотношениях между тренером и спортсменом и тогда можно с уверенностью говорить, что спортсмен в ближайшее время уйдет к другому тренеру или вообще может бросить спорт.

Что же касается детских спортивных школ и молодых спортсменов, то нарушение тандема «спортсмен — тренер» хорошо видно на примере «второсортных спортсменов», которые имеют результаты ниже среднего (по показателям группы). Тренер выбирает любимчиков и, как правило, ими становиться те, кто легко обучаем, кто показывает результат. Тренер делает ставку именно на них. Вот в этот момент и идет потеря связи между тренером и «второсортными спортсменами». Можно отметить и жесткую, даже чересчур жесткую дисциплину: например, дополнительные физические нагрузки в качестве наказания, которые никогда не идут в плюс тренировочным планам, или же противоположное — запрет на работу в тренировочном зале. Некоторые тренеры способны применять физическую силу, раздавая налево и направо подзатыльники или шлепки сланцем по мягкому месту. А что уже говорить о словесном оскорблении в адрес детей. Конечно же, связь между спортсменом и тренером и мотивация теряются. Чего стоят ситуации, когда тренер не может дать внятный ответ на вопросы родителей, или же когда вместо того, что бы живо участвовать в тренировке спортсмена на бортике и доносить до них нужную информацию, тренер сидит «в телефоне» или, хуже того, вышел из зоны бассейна?

Поэтому обращаю ваше внимание на третий и самый важный фактор успешной связки «спортсмен — тренер» — это доверие. Нужно доверять. Спортсмен должен доверять тренеру, а тренер — спортсмену. Если есть хоть капля сомнения то, рано или поздно, тандем распадается и не добивается результатов. Если нет доверия, спортсмен начинает думать о других вещах, о других заданиях и других планах в тренировочном процессе. Он с неуверенностью выполняет задания и, конечно, с неуверенностью проплывает нужную дистанцию. В начале происходит демотивация спортсмена, а потом уже наступает раскол в отношениях.

Итак, что нужно делать спортсмену для достижения высоких результатов? Найти такого тренера, который бы также как и спортсмен хотел добиться выдающихся результатов, был профессионалом и смог стать для спортсмена доверенным лицом. Что же касается тренера, то показатель его успешности являются успехи его учеников. А они могут быть успешны, если будут мотивированы, целеустремлены и будут доверять своему тренеру.