Анализ 40 м техники баттерфляя стометрового заплыва Даны Воллмер на Олимпийских играх 2012 в Лондоне
Исследования проведены и подготовлены Брентом С. Рашеллом, доктором наук по психологии
Анализ 40 м техники баттерфляя стометрового заплыва Даны Воллмер на Олимпийских играх 2012 в Лондоне
Источник: http://coachsci.sdsu.edu/swim/champion/dv40100.htm
Переводчик: Светлана Лещенко
В этом заплыве Дана Воллмер установила мировой рекорд 55,98 на дистанции 100 метров баттерфляем. Промежуток между кадрами составляет 0,1 секунды. Выполняется анализ гребка на вдохе при цикле дыхания пловца на каждые два гребка.
В анализ гребка включены последовательность движений в реальном времени, последовательность движений каждого кадра с интервалом в 0,5 секунд и неподвижные кадры.
Следующая последовательность изображений показана в реальном времени. Она воспроизводится 10 раз и затем останавливается. Для того, чтобы повторно проиграть последовательность, нажмите кнопку браузера «Обновить» или «Перезагрузить».
Следующая последовательность изображений показывает каждый кадр с промежутком в полсекунды. Она воспроизводится 10 раз и затем останавливается. Для того, чтобы повторно проиграть последовательность, нажмите кнопку браузера «Обновить» или «Перезагрузить».
В конце настоящей статьи каждый кадр включен в подробный последовательный коллаж.
Особенности, достойные внимания
- Кадр 1: При выходе на гребке без вдоха тело пловчихи расположено горизонтально с хорошим низким положением головы. Руки только что вошли в воду, а ноги делают толчок для уравновешивания данного входа.
- Кадр 2: Руки вошли в воду и давят вниз. Толчок почти завершен, а полученного при этом усилия более чем достаточно для уравновешивания входа. Это избыточное усилие толкает бедра вверх. Является ли этот подъем бедер преднамеренным или нет, сложно определить. Данное чрезмерное усилие, полученное при толчке, может быть частью попытки достичь волнообразного движения всем телом, которое часто изучают, используя доску. Возможно, в этом нет необходимости.
- Кадр 3: Вертикальное усилие от рук увеличивается. Руки разводятся дальше не преднамеренно, а в результате вращения верхних частей рук в плечевых суставах, что является частью процесса отведения конечностей (абдукции). Толчок завершен и бедра находятся в самом высоком положении. Голова начинает подниматься. Пловчиха сильно прогибает спину, что может быть примером попытки достичь волнообразного (дельфинообразного) движения.
- Кадр 4: Ступни поднимаются, а бедра опускаются ниже. Ноги начинают создавать сопротивление при проталкивании, на что указывает карман молочной воды, образовавшийся впереди перед ногами. Руки начинают сгибаться в локтях, что позволяет им генерировать большее усилие, хотя только его малая часть будет способствовать продвижению вперед. Голова поднимается сквозь поверхность воды. Положение головы и туловища создает сопротивление, что можно заметить по молочной воде, покрывающей область от груди, между руками и до подбородка.
- Кадр 5: Стопы поднимаются выше к поверхности воды, пока бедра опускаются дальше вниз. Сопротивление проталкиванию, созданное движением ног, увеличивается и теперь охватывает ноги чуть выше колен вплоть до пальцев ног. Голова прорывает поверхность воды. Сопротивление, созданное поверхностями натягивания, увеличилось, поскольку поток турбулентности теперь дошел до талии. Руки создают значительное усилие посредством абдукции верхних частей рук. Большая часть всего усилия все еще направлено вертикально, хотя доля усилия для продвижения вперед увеличилась.
- Кадр 6: За одну десятую секунды в одном толчке много чего произошло. Верхние части рук очень быстро переходят от абдукции к аддукции. Локти перемещаются быстрее, чем ладони, чтобы расположить предплечья, главным образом, для направления усилия назад. Внезапное создание существенной силы тяги можно заметить по большому карману турбулентности, возникшего из-за силы сопротивления (молочная вода) и находящегося впереди, перед руками. Голова поднялась над водой. Молочная вода на поверхности тела — это доказательство сопротивления, созданного положением тела пловчихи. Стопы разрывают поверхность воды, колени сгибается, колени и бедра опускаются ниже. Положение голеней создает значительную силу сопротивления.
- Кадр 7: Верхние части рук закончили аддукцию и локти предварительно начинают подниматься для выхода из воды. Предплечья и ладони продолжают движение назад, возможно, поддерживая усилие, развитое в предыдущем кадре. Ноги делают толчок, чтобы уравновесить вертикальные силы, созданные верхними частями рук, прежде всего, для того, чтобы поддержать подъем головы и плеч из воды.
- Кадр 8: Руки вышли из воды, ноги сделали толчок, чтобы уравновесить данное действие, а бедра поднялись для того, чтобы придать телу пловчихи обтекаемое прямое положение. Можно предположить, что выполняется вдох.
- Кадр 9: Ноги начинают перемещаться вертикально в положение подготовки к следующему толчку. Бедра опускаются вниз, поскольку спина снова сильно прогнута для того, чтобы поднять стопы. Верхняя часть тела начинает погружаться глубже в воду, а руки приблизительно на половину прошли фазу проноса.
- Кадр 10: Голова начинает уходить под поверхность воды и плечи опускаются в воду. Руки находятся в передней области фазы проноса. Бедра погружаются, а ноги поднимаются. Можно заметить сопротивление, созданное ногами, по большому карману турбулентности в области ниже ног. Задний край этого кармана сопротивления выходит вертикально на поверхность.
- Кадр 11: Голова и плечи теперь покрыты водой. Руки вытянуты вперед над водой. Данное положение показывает, почему гибкие плечи являются ценным качеством, но это не означает, что все пловцы должны освоить чрезвычайные программы для развития гибкости (и получить связанные с этим травмы). Скорее всего, это показывает, почему пловцы с прирожденной гибкостью плеч имеют преимущество перед другими, не такими гибкими пловцами, практикующими этот стиль плавания. Карман сопротивления впереди перед ногами (нижняя часть голени и ступни) видно лучше, чем в предыдущем кадре.
- Кадр 12: Достигнуто положение, подобное положению в кадре 1. Когда ноги делают толчок вниз, бедра поднимаются и плечи/голова погружаются ниже. Эти заметные движения головой и плечами являются результатом мощи/размера толчка. Данные движения переносят значительное количество энергии в воду, поскольку она просто раздвигается в стороны. С этими данными не возможно определить, какое количество мощности пловчихи, необходимой для завершения 100-метрового заплыва, уходит на эти движения, и насколько они необходимы для такого отличного результата, который показала Дана Воллмер.
Этот анализ всего лишь иллюстрирует, насколько неприспособленно человеческое тело для продвижения в воде. Для создания короткой фазы продвижения вперед требуется мощное движение, а не множество движений, которое создает сильное сопротивление. Исходя из, предположительно, ненужных движений, которые выполнены в данной последовательности, имеет смысл задать следующие вопросы:
- Есть ли необходимость выполнять такие сильные вертикальные колебания ногами и бедрами, если это создает только сопротивление проталкиванию? Будет ли для пловчихи больше пользы от толчка и движения бедрами меньшей амплитуды, что увеличит скольжение, уменьшить торможение и расположит пловчиху ближе к поверхности воды?
- Кажется, что для вдоха, в основном, задействуются верхняя часть тела и плечи. Можно ли уменьшить количество движений, возможно, ограничив высоту подъема головы во время вдоха и вытягивая подбородок вперед над головной волной?
- Трудно различить какие-либо движения ног, которые бы генерировали импульс. Они, конечно, развивают значительное вертикальное усилие, которое уравновешивает движения рук, но они никогда не находились в положении для усилия, направленного на продвижение вперед. Движения ног, в действительности, производят значительное торможение, что кардинально противоположно продвижению вперед. Вопрос, который необходимо задать: если амплитуду толчка сделать меньше, будет ли способствовать уменьшение сопротивления более эффективному продвижению в воде?
Поскольку большая часть толчкового движения выполняется для поддержки тела пловчихи, которое находится над поверхностью воды в моменты вдоха и проноса, то данные движения следует уменьшить, чтобы сделать толчок менее резистивным. Здесь не возможно определить, можно ли это сделать.
Баттерфляй считается вторым самым быстрым стилем спортивного плавания и, все же, у данной рекордсменки мы наблюдаем много свойств, которые не способствуют быстрому плаванию. Кажется, что во время короткой фазы продвижения (кадры 4–7) генерируется усилие, которое просто огромно по сравнению с фазами продвижения в других стилях. Каппаерт (Cappaert) и Рашелл (Rushall) (1994 г.) вычислили значения усилия, которое генерируется руками олимпийцев в четырех стилях плавания в финальных заплывах на Олимпийских Играх в Барселоне. По грубому подсчету, эффективное усилие двух рук в баттерфляе превышает, по меньшей мере, в три раза усилие, развиваемое одной рукой в спринте кролем. Разумно предположить, что пловцы–дельфинисты продвигаются вперед за счет больших кратковременных фаз продвижения, тогда, как в кроле на груди и на спине движение вперед генерируется за счет более продолжительного усилия, но с меньшей силой.
Ссылка
Cappaert, J. M., & Rushall, B. S. (1994). Анализбиомеханикипловцов–чемпионов. Спринг-Вэлли, штат Калифорния: Sports Science Associates. [http://brentrushall.com/#books]