Time to Swim

НОВОСТИ:

>> Какое обтекаемое положение лучше всего?

>> Носить или не носить зажим для носа во время плавания на спине

>> Положение головы в кроле: вверху или внизу?

>> Как увеличить продвижение в воде за счет сопряженных движений

>> Скорость плавания на ногах определяет базовую скорость

>> Как увеличить скорость в кроле. Часть IV. Пять хороших советов для тренировок

>> Важность удара, направленного вверх

>> Почему имеет смысл делать запоздалый вдох в баттерфляе

>> Как увеличить скорость в кроле Часть III: две важные особенности хорошего пловца

>> Как увеличить скорость в кроле Часть II: важность удара, направленного вверх

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Тренер по плаванию
Total Immersion,
менеджер направления
«Аква фитнеса» СК «Планета Фитнес» РТ

Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида www.a-ermin.ru

Синхронность ударных движений. Вводный курс

Откройте для себя неиспользованную мощность несправедливо забытого аспекта в кроле

Стюарт МакДугал (Stuart McDougal) | 16 января 2015 г.
Переводчик: Светлана Лещенко.
Источник: www.usms.org.

Синхронность ударных движений ногами — очень важный аспект кроля, о котором часто забывают. Но когда ваши пловцы подберут подходящую для себя модель ударов, они смогут обнаружить в себе до сих пор неиспользованную мощь основных мышц корпуса, которая откроет для них новые скорости.

Рассказывая своим пловцам о синхронности ударных движений ногами, я обычно сравниваю этот процесс с более знакомыми для прямоходящих по земной тверди вещами, такими как ходьба, бег трусцой или спринт. Когда вы идете пешком или бежите, ваша левая нога перемещается вперед и ваша правая рука, как противовес, также выдвигается вперед. То же работает и для другой стороны: когда правая нога поднимается вперед, левая рука тоже уходит вперед. Мы овладели этой инстинктивной диагональной синхронностью тогда, как сделали первые шаги в младенчестве.

Но если поместить человека в горизонтальное положение, да еще в водную среду, то эта диагональная «лево-правая/право-левая» синхронность на уровне инстинктов становиться едва заметной или вообще исчезает. Хуже того, пловцы изолируют ноги, используя доску, или руки при использовании колобашки, еще больше ослабляя основные мышцы корпуса и ухудшая согласованное движение гребков и ударов ног. Ноги и руки — это не отдельные части, их надо тренировать работать вместе, а не раздельно. Задействование групп больших мышц туловища требует синхронности в работе рук и ног. Нет синхронности, нет работы корпуса, тогда нет и мощности, которая появляется только при этой синхронии.

Часто я вижу пловцов, которые работают ногами неправильно, что гасит импульс, получаемый при вращении корпуса. Это когда пловец, как будто, разделен на несколько отделов: только ноги или только руки. Я называю таких пловцов с разсинхронизированными или разрегулированными ударными движениями ногами зомби или верблюдами. Их легко заметить по сильно работающим ногам, гребкам с большим количеством брызг, плоскому положению в воде и нестабильной позиции корпуса. Чаще всего, пловец делает ударное движение ногой с той же стороны, что и вытянутая вперед рука, точно как верблюд, делая выпады вперед, перекатываясь со стороны в сторону, как будто он путешествует по Сахаре.

Работая с пловцам над улучшением синхронности их ударных движений ногами, возможно, вы захотите использовать ниже указанные стратегии для описания дву-, четырех- или шестиударных моделей в кроле. И помните, удар ногой считается, когда нога идет вниз, а не вверх, как вы считаете касания во время бега — удар происходит сразу же после того, как нога выдвигается вперед, а не тогда, когда она движется назад или находится в проносе.

Подсчет ударов в дву-, четырех- и шестиударной моделях кроля

Вне зависимости от того, предпочитает ваш пловец использовать дву-, четырех- или шестиударную модель, направленный вниз удар ногой должен всегда быть синхронизирован с проносом противоположной руки, поскольку она вытягивается в это время вперед. Это поспособствует вращению корпуса и поможет пловцу направить импульс вперед.

  • Шестиударная модель: Представляя эту модель ударных движений ногами, вспомните вальс: Считайте: раз-два-три — раз-два-три, или правой-два-три — левой-два-три, и так далее. Проще говоря, пловец должен сделать шесть ударных движений ногами за один цикл или три удара ногами за один гребок рукой. Первое ударное движение ногой направлено вниз, синхронно с противоположной рукой, находящейся в проносе и перемещающейся вперед. Так, в этой модели правая нога делает удар вниз (раз) и вращает корпус влево, переворачивая его на бок для скольжения, затем следует направленный вниз удар левой ногой (два). Правая нога делает третий удар вниз (три) и затем левая нога движется вниз для удара (раз). После этого, корпус поворачивается вправо, за чем следует еще один направленный вниз удар правой ногой (два) и, в конце концов, удар левой ногой (три). Это и есть полный шестиударный цикл.
  • Четырехударный кроль: В модели четырехударного кроля используется та же синхронность, что и в шестиударном кроле, но на два удара меньше. В отличии от шестиударного аналога четырехударный кроль асимметричен: три ударных движения ногами делается на одной стороне и одно ударное движение ногой — на другой стороне, что дает, в общем, четыре удара на один цикл. Эта модель, если переложить на счет, будет звучать так: раз-два-три-раз — раз-два-три-раз. Первый удар ногой помогает вращению. Когда правая нога выполняет ударное движение вниз (раз), корпус поворачивается влево для скольжения, затем следует направленный вниз удар левой ногой (два) и еще один удар вниз правой ногой (три). В конце концов, цикл завершается, когда пловец снова выполняет удар левой ногой на счет «раз», поворачивает корпус вправо для скольжения. Этот удар и заканчивает четырехударный цикл.
  • Двуударная модель: Двуударная модель также повторяет синхронность шестиударной модели, только в ней на четыре ударных движения меньше. Также, как и в шестиударной модели, двуударный кроль симметричен, но пловец делает только одно ударное движение ногой на один гребок или два удара на один цикл. Это — самая экономная модель ударов ногами и очень похожа на то, как мы ходим или бегаем на суше. Тем не менее, данная модель самая требовательная из всех трех моделей в плане баланса, поскольку в ней нет стабилизирующих ударных движений между ударами, помогающим вращению корпуса.

Двуударная модель часто используется на длинных дистанциях. Четырех- и шестиударную модели можно использовать фактически на любой дистанции. Элитные пловцы иногда меняют свою модель кроля в зависимости от дистанции, которую они плывут: Линдси Бенко использует двуударную модель кроля на дистанции 400 м. А Майкл Фелпс и Сунь Ян, большей частью, применяют в своих заплывах четырехударный кроль. Сунь Ян также меняет используемую модель в зависимости от модели вдоха: он смешивает двуударный кроль со вдохом «на-три», а четырехударную модель со вдохом «на-два» и финиширует последние 100 метров в 1500 метровом заплыве шестиударным кролем.

Какую модель кроля лучше использовать — решать пловцам, они могут придерживаться одной модели или выбрать их комбинацию. Ключевым является найти именно ту модель, которая лучше всего работает и подходит для любой дистанции пловца.

Самое важное запомнить, что ударное движение ногой синхронно с противоположной рукой, что помогает повернуть корпус и задействовать большие группы мышц. Если вы хотите плавать, используя всю мощь основных мышц корпуса, начните с отработки синхронизации ваших ударных движений ногами.

Комментарий Андрея Ермина, тренера по плаванию в Казани (дети, взрослые):

На мой взгляд, автор статьи затронул одну из очень важных тем в области техники плавания. Полностью согласен с тем, что при обучении техники кроля необходимо полностью исключать такое оборудование, как колобашка и доска. При работе с ними блокируются различные части тела, а это уж никак не добавляет плюсов технике плавания. Хочу дополнить, что это также касается и кролевой модели на спине. В статье есть высказывание, где автор упоминает о том, что руки и ноги нужно тренировать в связке. Это как? «Чаще всего, пловец делает ударное движение ногой с той же стороны, что и вытянутая вперед рука, точно как верблюд, делая выпады вперед, перекатываясь со стороны в сторону, как будто он путешествует по Сахаре». Автор называет этот кроль «верблюжьим». А вот тут я с ним полностью не согласен, потому что именно тот самый импульс даст следующая последовательность движений, например: удар левой ногой и только потом гребок левой рукой, тоже самое с правой стороной, удар правой — гребок правой. Попробуйте это сделать в воде самостоятельно и сами поймете, насколько ваше продвижение стало мощнее, чем в предложенным автором варианте. Если мы говорим о двуударном кроле, то это будет выглядеть так: удар правой ногой — гребок правой рукой, удар левой ногой — гребок левой рукой. Причем, если быть более точным, то вначале идет ударное движение правой ногой, поворот корпуса, и только потом гребок (эта та самая последовательность о которой я говорил выше), тоже самое касается и другой стороны. Эти два удара можно назвать основными, т. к. они играют важную роль в кролевых моделях. Они же остаются основными и в четырех-, дву- и шестиударном кроле на груди.

Немного о последовательности в шестиударном кроле на груди: один удар правой ногой, поворот корпуса (левое плечо и левое бедро — в воде, правое плечо и правое бедро — на поверхности воды), гребок правой рукой. В тот момент, когда выполняется гребок правой рукой, вторым идет удар левой ногой и третьим — удар правой ногой. Теперь другая сторона: первый удар левой ногой, поворот корпуса (правое плечо и правое бедро — в воде, левое плечо и левое бедро — на поверхности воды), гребок левой рукой одновременно с вторым ударом правой ногой и третьим ударным движением правой ногой. Вот вам у шестиударный кроль: три удара на одной стороне, три удара на другой.

Попробуйте использовать описанную выше технику кроля и увидите, насколько легко и быстро вы сможете скользить в воде. Если у вас возникли вопросы, пишите мне по адресу: ermin@fitness-tatarstan.ru.